Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Актуальность. Существенной составляющей гармоничной жизни любого человека является профессиональная самореализация. Выбор профессионального пути, карьерной траектории - один из первых и важнейших выборов, который делает молодой человек, и который влияет на всю дальнейшую жизнь. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления учащихся в не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
На данный момент выделились следующие трудности в процессе профессионального самоопределения:
- у учащихся не сформирован навык брать на себя ответственность за принятие решения, в том числе, за выбор профессии;
- необоснованные, завышенные требования к профессии, в том числе, к уровню заработной платы;
- незнание достоверной информации о профессиях, местах получения образования по выбранной профессии, о реалиях рынка труда и образовательного пространства города, страны, мира;
- стереотипы профессий и факторов, влияющих на выбор, мешают осознанному выбору профессии;
- отсутствуют навыков самопрезентации, составления резюме;
- принятие решения основывается только на внешних социальных факторах выбора профессии без учета внутренних и личностного смысла профессии.